Лонгчен Рабджам. Указующее наставление(пер. Ригцал Тругпа) Полностью раскрепости и тело, и ум. Распознание(ngos bzung) происходит именно в этот момент мгновенно присутствующего сознания (da ltar shes pa skad cig ma). Весь внешний и внутренний мир и все существа, сансара и нирвана являются возникающими явлениями в собственном уме(rang gi sems). Они подобны сновидениям из прошлой ночи. Природа ума(sems nyid) пуста в сущности, ясна в естестве и многообразна в своих качествах, проявляющихся словно видимые формы внутри незапятнанного зеркала. Эти видимости свободны от всех всех попыток уловить их суть(ngos bzung), потому что они, будучи за пределами бытия, свободны от любых усложнённых крайностей. Смысл этого в том, что нет иной природы явлений вне ума, присутствующего в настоящем(da lta'i sems), проявляющегося в различных формах. Великий Мастер (Падмасамбхава) сказал: «Если ты знаешь, что природа явлений совпадает с истинной природой мышления(rtog pa de nyid), Это значит, что нет какого-либо внешнего Дхармадхату (Пространства явлений) для медитации. Достаточно постигнуть метод осознавания(thabs shes pas) и освобождение самого метода(thabs grol). Так как сам постигающий и есть Дхармакая (Измерение Дхармы), Это высший путь, благородный и уникальный, Универсальный в своей Всеблагости для всего существования и явленности. Устранять мысли в медитации безмыслия И считать существование и явленность врагами освобождения — значит впадать в заблуждение». Как было сказано, присутствуя в сознании настоящего как есть, не корректируй его и не фиксируйся на нём изнутри, но оставайся в самопроизвольном видении. Какие бы ни возникли мысли, не поощряй и не останавливай их, но раскрепощайся в высшей обыкновенности(steng du tha mal) собственного обнажённого естества, — без какого-либо препятствования. Сущность освобождения видения(mthong grol), природа освобождения сознания(shes grol) и полнота освобождения(yongs grol) качеств — это пребывание в естественной природе ума(sems kyi rang bzhin). Таким образом, что бы ни возникло, не стремись с этим что-либо сделать, тогда ум пребудет в естественности Ригпа(rig pa'i rang babs). Если не плодить умыслов, основанных на привязанности к поощрению или прекращению, этот момент проявляется естественно завершённым в непрерывности неизменного Ригпа, — мгновенно самоосвобождающейся премудрости блаженства, ясности и не-мысли. Не превращая такое присутствие сознавания настоящего в «нечто», фиксируемое наблюдением, позволь не-цепляющемуся Ригпа самому по себе спонтанно возникнуть и одновременно раствориться. В момент растворения, оставайся в неисправленности, пока Ригпа не проявится снова. В момент проявления неопределимого Ригпа (ngos bzung med pa'i rig pa), не пытайся продлить его. Оставайся в нём способом открытости, поддерживай его способом отпускания. Оставь его без цепляния! Это подобно горшку без дна: сколько не наливай, ничего в нём не задерживается. Привыкай к опыту пребывания в Ригпа, которое беспрепятственно, мгновенно, самовозникающе, близко (rtsar), ускользающе (shor), выскальзывающе даже для внутренего взора, вне представления «это так» и вне фиксирования «состояния». Говоря короче, поскольку самоприсущие и освобождённые по возникновению воззрение и медитация — это самопроявление спонтанно-пронизывающего пространства, то и возникновение отвергаемого, и противоядия самоустраняются и освобождаются. Поскольку существование и явленность возникают как природа явлений, естественная медитация непрерывна. Поскольку в пустом Ригпа освобождение происходит вне цепляния, клеши очищаются в премудрости. Поскольку благие качества присутствуют в спонтанной завершённости, это является выходом за пределы усилий и намеренных достижений. Поскольку естественное состояние всего проявляющегося характеризуется самоочищением ошибок и загрязнений, природа явлений является самообретённой. Таким образом, вся мысленная активность, возникающая в естественной новизне настоящего момента, предстаёт Дхармакаей естественного Состояния знания(dgongs pa). Великий Мастер (Падмасамбхава) сказал: «В нерассудочной природе ума Оставайся в непрерывной не-медитации, даже медитируя. Хоть и медитируешь, оставайся в непринуждённости вне проблемы. Оставайся в позволении неотвлечённой „игры“ (rtsen ner), даже увлёкшись чем-то. Хоть и окружён отвлечениями, оставайся в непринуждённости вне проблемы. Оставайся в вершинном отсутствии взгляда, даже рассматривая что-либо. Хоть и стал рассматривать, оставайся зрячим вне проблемы. Оставайся в непроецируемой яркости, даже если проецируешь. Хоть и поддался проекциям, оставайся вольным вне проблемы. Оставайся в прозрачности без структуры, даже если структурируешь. Хоть и приходится структурировать, оставайся глубоким вне проблемы. Оставайся открытым вне зажатости, даже если впал в зажатость. Хоть и стал в чём-то зажатым, оставайся сдержанным вне проблемы. Оставайся в неисправленной светимости, даже если исправляешь. Хоть и меняешь что-то, оставайся скрашивающим вне проблемы. Оставайся в том, что недостижимо усилием, даже если достигаешь чего-то. Хоть и достигаешь, оставайся в спонтанности вне проблемы. Оставайся в самовозникновении без отвержения, даже если отвергаешь. Хоть и отвергнул что-либо, оставайся в нерождённости вне проблемы. Оставайся в бдительном отсутствии вялости, даже если ты вял. Хоть и стал вялым, оставайся спокойным вне проблемы. Оставайся в раскрепощённой безусильности, даже если прикладываешь усилия. Хоть и прилагаешь усилия, оставайся в спонтанном порождении вне проблемы. Оставайся в свободе от основы, где нечего оставлять, даже оставляя. Хоть и оставляешь нечто, оставайся бдительно-расслабленным (lhug pa) вне проблемы». Когда отсутствуют цепляния ('dzin pa) за внешние и внутренние явления, оставленные в неисправленности собственного состояния, что бы ни возникло в сознании настоящего (da lta'i shes pa), является спонтанно завершённым (lhun rdzogs). Поскольку отсутствуют мысли о прекращении и достижении, ум пребывает в недвойственном состоянии непрерывно. Поскольку надменные мысли высвобождаются, ум сферы желаний, подверженный многочисленным отвлечениям, освобождается от соответствующей кармы. Поскольку проявление происходит в соответствии с естественностью (rang babs) испускаемого сознавания, выходишь за пределы заблуждений сферы форм и отсутствия форм. Поскольку нет намеренных цепляний за утверждения вроде «это оно», шаматха (пребывание в покое) присутствует спонтанно (lhun gyis grub). Поскольку новизна проявляется сама по себе, випашьяна (прозрение) присутствует спонтанно. Поскольку в проявлении и пребывании('phro gnas) нет двойственности, их союз присутствует спонтанно. Поскольку это мгновенное освобождение в своём собственном состоянии (skad cig rang sar grol), мудрость пустотности присутствует спонтанно. Поскольку пребываешь в блаженстве, медитативная стабильность присутствует естественно. Поскольку при освобождении по возникновению нет цепляний, премудрости спонтанно присутствуют. Другими словами, поскольку все изъяны — это аспекты цепляния, во время освобождения цепляния, освобождаются и они, а поскольку все совершенства присущи премудрости Ригпа, его прояснением они становятся всё привычнее и привычнее. Таким образом, это естественное завершение путей и бхуми, достижение высших сидх Махамудры в этой самой жизни. Собравшись осуществить спонтанно возникающее неизмышлённое Ригпа, оставайся в великом самопроявлении, что бы ни проявилось в текущем состоянии. Блаженство без цепляний рассудка — это царь без фиксации, достигший вечного царства нерождённой Дхармакаи. (отрывок из текста «Практическое руководство сердечной сути по стадиям пути „Самоосвобождённой природы ума — Великого Совершенства“») #rt_Нготро #rt_Дзогчен #rt_ДзогченСемдэ #rt_Махамудра #rt_ЛонгченРабджам #rt_Падмасамбхава